Исследование насилия. Что это? |
dh28 | Дата: Четверг, 06 Июл 2017, 23:13 | Сообщение # 1 |
Человек: Феодал
Общество: Бакалавр
Деятельность: 173
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Offline
| Насилие. То что рвет сердце, ведет в разрушению самого себя. Почему его так много в обществе? В семьях, в политике, экономике? Чем насилие отличается от силы? Что лучше? что совершенствует и приводит в принципиально новым взглядам?
1. несомненно что насилие ведет к саморазрушению. Деградация ТСС и своего духовного мира.
2. насилие это не сила. она дитя бессилия. на ведет к черствому сердцу и усталости от жизни.
как отличить насилие от силы? Ведь иногда приходится прибегать к силе, чтобы защитить себя. К примеру от хулигана, от наркомана и тп. Но это вроде как легко. Не причиняй вреда другому, тогда и не будет насилия. То есть в драке достаточно уничтожить боевой потенциал противника, применить нужный прием, обездвижить и все. Но не все так просто. Корни насилия идут глубже. Часто мы видим не просто насилие на физическом уровне, а духовное насилие.
а.Ислам лучше чем христианство, чище его (это часто я слышал от близких людей). Это есть насилие..
б. Будь настоящим албанцем (хорватом, аланом, финикийцем)! Говори только на албанском! ведь деды твои говорили на албанском. Летай только албанскими авиалиниями. Читай только албанские новости и политику. Живи только албанским образом жизни (даже не смей подвергать сомнениям наши обычаи, тебе ли перечить). Как вы думаете это насилие? Мне кажется, оно самое..Ну почему скажите мне, друзья, я должен признавать национальные условности? Не анахронизм ли это, в чистом виде?
в. насилие деньгами - экономическое насилие. Я заплатил тебе столько то денег, ты ДОЛЖЕН сделать такое-то действие. Вроде как на первый взгляд все нормально, никакого насилия нет. Но это только кажется. Зайдите в супермаркет и попробуйте осознать свои неосознанные намерения. Вы ужаснетесь.. Выходит что-то вроде гордыни. Что бы мне купить эдакого? Странное чванство, что люди могут позволить себе купить какую-то тряпку. Постоянный поиск наиболее выгодного приобретения.. Если обобщить, меня ужаснуло, то что люди очень часто кичатся своими финансами и я сам в этом смысле не исключение. Тяжело это признавать, но все же. Есть также еще более худший вариант экономического насилия. Люди которые богаты, имеют собственный бизнес. У них неосознанное желание - иметь как можно больше денег. В принципе тут нет ничего криминального. Но при этом они стараются платить своим работникам "адекватную заработную плату". Если перевести точнее - платить так, чтобы не дай бог не переплатить лишнего. Чем беднее народ, чем больше он нуждается он даже в базовых потребностях, тем больше я смогу им управлять. Тем меньше мне нужно физического насилия, чтобы диктовать ему свою волю. Это я ощутил на собственном опыте. Литературно это было прекрасно описано анлийским экономистом Джоном Рескиным, ещё в 1877 году.
г. насилие законом. Прекрасно описано, без сомнения человеком с большой буквы - Махатма Ганди!
. Почитайте о законах, устанавливающих что это правильно - одних людей ставить ниже других (сегрегация по цвету кожи). Фашизм разве не был - насилием на государственном уровне? .
. И еще один вопрос - а есть ли вообще государство - которое не применяло насилие в своей обычной деятельности и не называло бы при этом что - это полностью нормально и легитимно? тюрьмы, военная обязанность, обязательное налоговое обложение. И сделать с этим ничего нельзя. Но.. как быть?
д. насилие обычаями. ты должен жить по такому-то укладу. Знать семь колен предков. Резать барана на рамадан. Но здесь ещё хуже. Баран это живое существо. Зачем мне его насиловать, убивать? Ради чего? Чтобы почтить память мне говорят. Так делали деды и вообще это правильно. Иначе нельзя, так не принято.. Тут можно сказать что свои обычаи есть у мартышек. Чесать спину друг дружке, заходить в горный водоем по иерархии (недавно видел на нэшнл джеографик). тут вообще встает вопрос а какое мы имеем моральное право убивать домашний скот: коров, овец, лошадей, гусей. Анализ и изучение ТСС-органами показывает что, они так же как мы способны на мыслительную деятельность, изобретения, социальную координацию. Скептик может возразить. Давай, старина, не разводи тут соплей. Кто-то кого-то должен кушать. Ты на вершине пищевой цепи, посему радуйся. Да.. Я радуюсь, конечно. Но слишком уж все гладко да ровно.. У меня есть все основания полагать, что у каждой живой души, есть уровень духовного развития. Чем он выше, тем выше способность этого существа предчувствовать, ощущать, избегать опасности. Случайно, на одном из каналов подтип нэшнл джеографик, я видел крайне удивительную ситуацию, поставившую в тупик зоологов. Рассказывать детали не буду, суть такова: насилие - это уровень восприятия. Чем выше уровень духовного развития существа и иже с ним уровень владения ТСС, тем больше индивид отходит от насилия. То куда мы все идем - это огромный симбиоз всех живых существ, сосуществующих, взаимодействующих без насилия - огромное РАЗУМНОЕ сообщество, являющееся неотъемлемой частью космоса. Показательна в этом плане следующая цитата:
"Исаия 11гл. 6-9 ст.: "Волк временами будет жить рядом с ягнёнком, леопард будет лежать с козлёнком. Телёнок, молодой гривастый лев и откормленное животное будут вместе, и маленький мальчик будет водить их. Корова будет пастись с медведицей, и их детёныши будут лежать вместе. Лев будет питаться соломой, как бык. Грудной младенец будет играть над норой кобры, и ребёнок, отнятый от груди, протянет руку к норе ядовитой змеи. Не будут причинять вреда и не будут ничего разрушать на всей моей святой горе, потому что земля будет наполнена знаниями об Иегове, как воды наполняют море. "
Сила же в противовес насилию идет от души. Когда ты сердцем ратуешь за правое дело, за тобой сила. Сила приносит удовлетворение собой, приносит радость целостности смысла жизни.
Может кто-то что-нибудь дополнит?
P.S. странно но иногда даже у конченных тиранов проглядывает через глаза участь и доброта. Странно видеть отморозка, который пытается гопнуть, но при этом в глазах читается неохота идти против своих же и сострадание. Обычно они стараются засунуть поглубже эти черты своего характера. Странно видеть проститутку, у которой нет порока похоти, есть чистота взора и ежедневный страх насилия от своего сутенера. Если в них я вижу иногда человека, как получилось что они стали такими?
. Закон не есть гарант правильности и чистоты. Наоборот иногда чтобы стать человеком, нужно преступить закон. Здесь можно вспомнить офицера СС, спасавшего евреев в газовых камерах Аушвица. Техника не показатель развития общества. Богатство - это не деньги, которые заработала вся страна, а только то что заработано честным и высокодуховным трудом! Правильно и чисто только то что идет от сердца, все остальное подлежит проверке...
Сообщение отредактировал dh28 - Четверг, 06 Июл 2017, 23:53 |
|
| | |
alligater | Дата: Суббота, 08 Июл 2017, 13:20 | Сообщение # 2 |
Человек: Admin
Общество: Администраторы
Деятельность: 1086
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
| dh28, добрый день.
Отлично. Готовая статья.
Что добавить, есть.
|
|
| | |
donna_amata | Дата: Суббота, 08 Июл 2017, 21:26 | Сообщение # 3 |
Человек: Феодал
Общество: Аспиранты
Деятельность: 240
Награды: 7
Репутация: 1
Статус: Offline
| dh28, здравствуйте!
Очень понравился ваш пост. Тема сейчас актуальная. Я так глубоко и разностронне не рассматривала эту тему. Думала насчет психологического, эмоционального насилия и насилия захватнического в виде войн и агрессии. Насилие - нарушение целостности, разрушение.
Пробовала рассмотреть что такое сила через ТСС. Откликнулся сердечный центр и я ощутила в самом центре груди глубоко глубоко пульсирующую точку, из которой исходила сила как вибрация. Такое ощущение, что она безгранична и заключена в душе. И затем направляется на разные желания. Через пупок выходит на влияние на физический мир. Насилие же - это выход силы через чакры-паразиты. Исследовала это на курсе универа, повторять не хочется. Брр..
Душа болит от насилия. У меня в детстве был опыт. Меня отправляли к бабушке в деревню на лето. И там у нее целое хозяйство было, я ухаживала за животными, играла с ними, давала имена. И вот потом на моих глазах бабушка убивала курицу. А потом предлагала мне свежесвареный супчик. Меня рвало от этого. Также поступали и с другими животными. Это ужасно. Может поэтому в 14 лет я стала вегетарианкой. Правда потом периодически ела рыбу, иногда курицу. Но в такие моменты реально ощущение корочки на душе, как вот вы пишите душа черствеет. Душа болит и от убийства. Я там же в деревне случайно ударила любимого котенка дверью, когда бежала и он умер у меня на глазах. Душа разрывалась от боли. Я рыдала целый день, никто не мог меня успокоить.
Также насчет вегетарианства. Были периоды, когда я занималась йогой, медитацией и пранаямой каждый день. И у меня наступало такое состояние, что я просто не могла есть даже рыбу. Я ощущала все очень тонко. Когда бросала заниматься, сознание снова притуплялось и уже не так тонко все чувствовала.
Думаю, что это определенный духовный уровень развития. Как быть когда те, кто создают законы и управляют миром сами во тьме...?
|
|
| | |
Эхо | Дата: Воскресенье, 09 Июл 2017, 09:48 | Сообщение # 4 |
Человек: Зодчий
Общество: Преподаватели
Деятельность: 6771
Награды: 14
Репутация: 97
Статус: Offline
| Цитата dh28 ( ) Может кто-то что-нибудь дополнит? Важный момент - насилие не способно творить, только разрушает. Поэтому по творчеству животного, человека, семьи, коллектива, общества, страны... можно определить, какая сила у них: созидающая или насильственная.
|
|
| | |
dh28 | Дата: Вторник, 11 Июл 2017, 21:17 | Сообщение # 5 |
Человек: Феодал
Общество: Бакалавр
Деятельность: 173
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Offline
| Спасибо. вам друзья. Тех кого знаю и кого нет.
Хотел бы продолжить исследование глубже. Меня интересует почему насилие так глубоко вошло в нашу жизнь? Почему мы по большей части стараемся опереться на силу закона, обычая, денег?
Что ясно, на данный момент. Это то что мерилом что есть насилие а что нет, является только душа. Благодаря ориентирам ТСС можно однозначно сказать что полезно для организма (для меня к примеру), а что нет. Когда я владею ТСС я могу чувствовать безмолвные состояния психики, соответствующие насилию. Моделировать разные ситуации, морального плана. К примеру. Ставлю БПС: к чему может привести личный деспотизм и склонность решать проблемы насилием. Прорабатывая эти вопросы приходят те чувства и качества души, которые вырабатывает человек, имеющий данный порок. Результат таков: Насилие и тирания уродуют душу. Делают её бесчувственной. Далее идет по нарастающей: человек сталкивается с ответным насилием в той или иной форме. вырабатывает способность подавлять (причем на духовном уровне!), пытается все больше контролировать все и вся. Разочаровывается. Устает от бесконечных обманов, борьбы, лжи. Сутью жизни становится недоверие, борьба против всех, закрытость души, чертвость. Дальше еше хуже: апатия, безжиненность. косная жизнь, в которой всё в тягость. И куча сопутствующих пороков, порожденных выбранным образом жизни. Такая жизнь становится мучением. сомнением даже в близких. калечит родных и близких. в общем результат плачевный..
Что я хотел узнать?
Где всё же тонкая грань между Силой и Насилием? её очень трудно определить в простых житейских ситуациях, в воспитании детей, во взаимоотношении в супругой, к примеру. Для меня явилось шоком то, что секс часто также является насилием! Вы представляете! То что по идее, должно порождаться Высокими Отношениями любви, иногда по своей сути животно и также является насилием, по сути.
Попытка найти выход привела к следующему. Половые отношения должны порождаться из души. Когда физический контакт между мужчиной и женщиной идет от высоких духовных чувств, это прекрасно. Непередаваемые светлые ощущения (в духовном смысле). Это то что нужно нам всем. Но то что идет не от души, противоестественно. Идиотичны в этом плане советы современной науки. К примеру рекомендация - "половые контакты должны быть регулярными"."желательно несколько раз в неделю". Но.. Опять же странно всё это. беглое исследование возможностей простатического центра и вообще половых органов показало что они все же нужны для гораздо больших вещей чем просто секс. Глубоких исследований этого вопроса у меня нет к сожалению.
насилие.. как же научиться его определять? Когда над тобой довлеет какой либо политический принцип. Как выдумаете это хорошо? К примеру, коммунизм, свобода личности, плюрализм или еще что-то? Ставлю вопрос, формирую БПС, приходит ответ. Такой принцип может привести к насилию. К бессмысленным работам РАДИ. жертвам. Иногда самоубийству. Когда чувствуешь что кто-то пытается навязать тебе свою волю, взгляд - это и есть насилие. Иногда нужно остановиться и понять кто я, что мне дорого, каковы мои взгляды? если взляды приносят в душу жестокость и даже самопожествование - это нужно убирать (признак правильности взглядов - ощущение свободы). Смысл жизни не в том чтобы умереть ради какой-то идеи, а в том, чтобы найти свой способ решения проблемы. Почитайте воспоминания человека, прошедшего концентрационные лагеря Аушвица - Виктора Франкла "Скажите жизни ДА".
Встает вопрос, в смысле противодействия насилию, как же развивать отношения с людьми. Иногда ведь отношения принуждения нужны. К примеру, привести в чувство зарвавшегося беспредельщика. Да, конечно. это нужно. законы защищающие от произвола также нужны. Но.. Они не есть панацея, их легко обходят хитростью, связями, деньгами. Важно вот что.. Настоящие отношения между ЛЮДЬМИ никогда не строятся на насилии. Тот кому повезло в жизни ощутить и понять вкус настоящей дружбы тот поймет. Сила это когда ты доверяешь собрату больше чем себе. Когда ощущаешь волнение и гордость за его достижения и даешь ему быть свободу действий в решении проблемы.
Более точно, насилие это навязывание воли в решении проблемы. Сила это когда решение проблемы - происходит свободно, вкладывается в дело душа, творчество.. Когда ты сам берешь на себя ответственность и принимаешь решения, базируясь на внутренних духовных ориентирах. Документальные подтверждения этому можно найти в монографии Александра Бека "Волоколамское шоссе"и еще я видел это у Эрих Марии Ремарка в "трех товарищах" (читая между строк). Разберем небольшой пример: в бою все решает сила. Если ты направляешь силу на физическое, моральное или духовное уничтожение - она становится насилием. Если же применяешь её для защиты, обездвижения противника приемом, или уничтожения боевого потенциала, без излишней агрессии - это уже сила.
Вопрос. Правильно ли молчать если кого то обижают, или делается неправое дело? По идее, ведь нельзя же насилием отвечать на насилие.. Молчание и игнорирование здесь - слабость и скрытое потакание насилию. Думаю, что нет. Если это духовно обосновано, бить нужно. Нельзя молчать и пособствовать террору в любых его формах. Есть же в конце концов, методы борьбы наподобие Айкидо, исключающие агрессию. Есть методы ненасильственого сопротивления несправедливым законам, методы сопротивления руководству, наподобие психологического айкидо Литвака М. Е. Если этого не делать, то показательной в этом плане становится история становления немецкой Национал-социалистической партии Гитлера.
Как остановить насилие в экономической сфере? Возможно ли это? Да! без сомнения, да! есть великолепная книга Джона Рескина "Последнему что и первому" 1877 года (правда еще в царском перводе), а также личный мемуар Ганди "Моя жизнь". Она конкретно указывает где именно в наших экономических системах есть неправильные места. Остальное нужно додумать и доделать самим..
Политику и остальное затрону позже . у меня масса крайне интересных материалов. Пусть бы они принесли пользу тем кто будет идти дальше..
Сообщение отредактировал dh28 - Среда, 12 Июл 2017, 06:39 |
|
| | |
Эхо | Дата: Пятница, 14 Июл 2017, 15:12 | Сообщение # 6 |
Человек: Зодчий
Общество: Преподаватели
Деятельность: 6771
Награды: 14
Репутация: 97
Статус: Offline
| Цитата dh28 ( ) Когда чувствуешь что кто-то пытается навязать тебе свою волю, взгляд - это и есть насилие. Да.
Цитата dh28 ( ) Сила это когда решение проблемы - происходит свободно, вкладывается в дело душа, творчество.. Когда ты сам берешь на себя ответственность и принимаешь решения, базируясь на внутренних духовных ориентирах. Да. И еще. Над ищущими устанавливается облако Истины, буквально. Это искры света в воздухе.
|
|
| | |
dh28 | Дата: Вторник, 25 Июл 2017, 19:07 | Сообщение # 7 |
Человек: Феодал
Общество: Бакалавр
Деятельность: 173
Награды: 6
Репутация: 7
Статус: Offline
| Насилие в животном мире. (вырезка из книги Кропоткина Петра Алексеевича - Анархия)
Цитата Первое, что поражает нас, как только мы начинаем изучать борьбу за существование, как в прямом, так и в переносном значении этого выражения, это - изобилие фактов взаимной помощи, практикуемой не только в целях воспитания потомства, как это признается большинством эволюционистов, но также и в целях безопасности особи и добывание ею необходимой пищи. Во многих обширных подразделениях животного царства взаимная помощь является общим правилом. Взаимная помощь встречается далее среди самых низших животных, и мы, вероятно, узнаем когда-нибудь от лиц, изучающих микроскопическую жизнь стоячих вод, о фактах бессознательной взаимной поддержки даже среди мельчайших микроорганизмов.[63]
Конечно, наши познания о жизни беспозвоночных, - за исключением термитов, муравьев и пчел, - чрезвычайно ограничены; но, несмотря на это, даже из жизни низших животных мы можем привести несколько фактов вполне достоверной взаимопомощи. Бесчисленные сообщества саранчи, бабочек - особенно ванесс, - сверчков, жучков (ци-циндел) и т.д., в сущности, совершенно еще не исследованы; но уже самый факт их существования указывает на то, что они должны составляться приблизительно на таких же началах, как и временные сообщества муравьев и пчел для целей переселения. Что же касается жуков, то известны вполне точно наблюденные факты взаимной помощи среди могильщиков (Necrophorus). Им нужен какой-нибудь разлагающийся органический материал для кладки в нем яиц и обеспечения их личинок пищей; но гниение подобного материала не должно происходить слишком быстро. Вследствие этого жуки-могильщики закапывают в землю трупы всяких мелких животных, которые случайно попадаются им во время их поисков. Вообще, жуки этой породы живут особняком; но, когда один из них находит труп мыши или птицы, который он не может сам закопать, он созывает еще несколько других могильщиков (их сходится иногда до шести), чтобы совершить эту операцию соединенными силами. Если нужно, они переносят труп на более подходящую, мягкую почву. Вообще, закапывание производится чрезвычайно обдуманным образом и совершенно без спора относительно того, кому придется воспользоваться привилегией положить яички в закопанном трупе. И когда Гдедич привязывал мертвую птицу к кресту, сделанному из двух палочек, или подвешивал лягушку к палке, воткнутой в землю, могильщики самым дружественным образом направляли усилия своих соединенных умов, чтобы преодолеть хитрость человека. (…)[64]
Факты взаимопомощи у термитов, муравьев и пчел настолько хорошо известны почти всякому читателю, в особенности благодаря популярным книгам Романеса, Бюхнера и Джона Лэббока, что я могу ограничиться весьма немногими указаниями. Если мы возьмем муравейник, то мы не только увидим, что всякого рода работа - воспитание потомства, фуражировка, постройка, воспитание куколок, выкармливание тлей и т. п. - выполняется согласно принципам добровольной взаимной помощи; но, вместе с Форелем, мы должны будем также признать, что главною, основною чертою жизни многих видов муравьев является тот факт, что каждый муравей делится и обязан делиться своей пищей, уже проглоченной и отчасти переваренной, с каждым членом общины, предъявляющим на нее требование. Два муравья, принадлежащие к двум различным видам или к двум враждебным муравейникам, будут, при случайной встрече, избегать друг друга. Но два муравья, принадлежащие к одному и тому же муравейнику или к одной и той же колонии муравейников, всегда подходят друг к другу, обмениваются несколькими движениями щупалец, и «если один из них голоден или чувствует жажду и в особенности если у другого в это время зобик полон, то первый немедленно просит пиши». Муравей, к которому таким образом обратились с просьбой, никогда не отказывает, он раздвигает свои челюсти и, придав телу надлежащее положение, отрыгивает каплю прозрачной жидкости, которая слизывается голодным муравьем. Отрыгивание пищи для кормления других является такой важной чертой в жизни муравьев (на воле) и так постоянно применяется, как для кормления голодных товарищей, так и для выкармливания личинок, что, по мнению Фореля, пищеварительные органы муравьев состоят из двух различных частей: одна из них, задняя, предназначается для специального пользования самого индивидуума, а другая, передняя, - главным образом, на пользу общины. Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом или даже хуже. Если бы отказ был сделан в такое время, когда его сородичи сражаются с каким-либо иным видом муравьев или с чужим муравейником, они напали бы на своего жадного товарища с большим ожесточением, чем на самих врагов. Но если бы муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащего к вражескому муравейнику, то сородичи последнего стали бы обращаться с ним, как с другом. Все это подтверждено чрезвычайно точными наблюдениями и опытами, не оставляющими никакого сомнения ни в действительности самих фактов, ни в правильности их истолкования.
Таким образом, в этом огромном отделе животного мира, который охватывает более тысячи видов и настолько многочислен, что Бразилия, по уверению бразильцев, принадлежит не людям, а муравьям, - совершенно отсутствует борьба и состязание из-за пищи между членами одного и того же муравейника или колонии муравейников. Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьев и различными муравейниками, какие бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на пользу общую обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума для общего блага является общим правилом. Муравьи и термиты отреклись, таким образом, от «Гоббсовой войны» и только выиграли от этого. Их поразительные муравейники, их постройки, превосходящие по относительной высоте людские постройки; их мощеные дороги и крытые галереи - между муравейниками; их обширные залы и зернохранилища; их хлебные поля, их жатвы и «соложение» ими зерна; удивительные «огороды» «зонтичного муравья», который объедает листья и удобряет кусочки земли катышками из пережеванных кусочков листа, причем в этих огородах растет только одна порода грибков, а все остальные уничтожаются; их рациональные методы вынянчивания яичек и личинок, общие всем муравьям, и построение социальных гнезд и загородей для выращивания тлей, которых Линней так живописно назвал «муравьиными коровками», и, наконец, их храбрость, отважность и высокое умственное развитие, - все это естественные результаты взаимной помощи, практикуемой ими на каждом шагу их деятельной и трудолюбивой жизни. Общительность муравьев привела также к развитию другой существенной черты их жизни, а именно, к огромному развитию личного почина, который, в свою очередь, содействовал развитию у муравьев таких высоких и разнообразных умственных способностей, что они вызывают восторг и удивление каждого наблюдателя.[66]
Если бы мы не были знакомы ни с какими другими фактами из жизни животных, кроме тех, которые известны о муравьях и термитах, мы могли бы уже с уверенностью заключить, что взаимная помощь (ведущая к взаимному доверию - первому условию мужества) и индивидуальная инициатива (первое условие умственного прогресса) являются двумя условиями, несравненно более важными в эволюции мира животных, чем взаимная борьба. Действительно, муравей процветает, хотя и не обладает ни одной из тех «защитительных» черт, без которых не может обойтись ни одно из животных, ведущих одинокую жизнь. Их окраска делает очень заметными для их врагов, а высокие муравейники многих видов сразу обращают на себя внимание в лесах и на лугах. У муравья нет твердого панциря, а его жало, как бы ни было оно опасно, когда сотни жал вонзаются в тело животного, не имеет большой цены для целей индивидуальной защиты. В то же время личинки и куколки муравьев (так называемые муравьиные яйца) составляют лакомство для многих обитателей лесов. И тем не менее муравьи, несмотря на их многочисленность, не подвергаются сильному истреблению птицами и даже муравьедами и внушают ужас насекомым, гораздо более сильным, чем они сами. Когда Форель опорожнял мешок с муравьями на лугу, он видел, как «сверчки разбегались, оставляя свои норы на разграбление муравьям; пауки и жуки бросали свои жертвы из боязни самим очутиться в положении жертвы», муравьи захватывали даже гнезда ос после битвы, во время которой многие из них гибли для блага общины. Даже самые быстрые насекомые не успевали спастись, и Форелю часто приходилось видеть, как муравьи внезапно нападали и убивали бабочек, комаров, мух и т.д. Сила их заключается во взаимной поддержке и взаимном доверии. И если муравей, - не говоря еще о более развитых термитах, - стоит на самой вершине целого класса насекомых по своим умственным способностям; если по храбрости его можно приравнять к наиболее мужественным позвоночным, и его мозг, говоря словами Дарвина, «представляет один из самых чудесных атомов материи в мире, может быть, даже более удивительный, чем мозг человека», то не обязан ли муравей всем этим тому, что взаимная помощь совершенно заменила взаимную борьбу в его общинах?[67]
То же самое справедливо и относительно пчел. Эти маленькие насекомые, которым так легко было бы стать добычей многочисленных птиц и мед которых привлекает все классы животных, начиная с жука и кончая медведем, также не имеют ни одной из защитительных особенностей в строении или в области мимикрии,3 без которых насекомые, живущие в одиночку, едва ли могли бы избежать полного истребления; но, несмотря на это, вследствие практикуемой пчелами взаимной помощи, они, как известно, успели широко распространиться по земному шару, обладают поразительной смышленостью и выработали поразительные формы общежития.
Работая сообща, они этим умножают в невероятных размерах свои индивидуальные силы; а прибегая ко временному разделению труда, - причем за каждой пчелой сохраняется способность исполнить, когда это понадобится, любого рода работу, - они достигают такой степени благосостояния и безопасности, какой нельзя ожидать ни у одного изолированного животного, как бы оно ни было сильно или хорошо вооружено.
В своих сообществах пчелы часто превосходят человека, когда он пренебрегает выгодами обдуманной взаимной помощи. Так, например, когда рой пчел готовится покинуть улей, чтобы основать новое сообщество, некоторое количество пчел предварительно исследует соседнюю местность, и, если им удается открыть удобное место для жилья - например, старую корзину, или что-нибудь в этом роде - они завладевают им, чистят его и охраняют, иногда в продолжение целой недели, пока рой не выроится и не осядет здесь, на выбранном месте. Между тем как людям сплошь да рядом приходилось погибать при переселении в новые страны потому только, что переселенцы не понимали необходимости объединения усилий! При помощи[68] коллективного ума пчелы с успехом борются даже против неблагоприятных обстоятельств, иногда совершенно непредвиденных и необычных, как, например, это случилось с пчелами на Пражской выставке, где они залепили пчелиным клеем (узой) ставню, закрывавшую окно, устроенное в стене их улья.4 Кроме того, они вовсе не отличаются кровопролитными наклонностями и любовью к бесполезным битвам, которыми многие писатели так охотно наделяют всех животных. Часовые, охраняющие вход в улей, безжалостно убивают всех пчел-грабительниц, стремящихся проникнуть к ним; но пчелы-чужаки, попадающие по ошибке, остаются не тронутыми, в особенности если они прилетают обремененные запасом собранной цветочной пыли или если это молодые пчелы, которые могут легко сбиться с пути. Таким образом, военные действия сводятся к строго необходимым.
Общественность пчел тем более поучительна, что хищнические инстинкты и леность продолжают существовать среди них и вновь проявляются каждый раз, когда тому благоприятствуют обстоятельства. Известно, что всегда имеется некоторое количество пчел, которые предпочитают жизнь грабителей трудолюбивой жизни рабочего; причем в периоды скудости, как и в периоды необычайного изобилия пищи, число грабителей быстро возрастает. Когда жатва кончена и на наших полях и лугах остается мало материала для выводки меда, пчелы-грабительницы появляются в большом числе; с другой стороны, на сахарных плантациях Вест-Индии и на рафинадных заводах Европы грабеж, леность и очень часто пьянство становятся обычным явлением среди пчел. Мы видим, таким образом, что противообщественные инстинкты продолжают существовать среди пчел, но естественный подбор беспрерывно должен уничтожать их, так как в конце концов практика взаимности оказывается более выгодной для вида, чем развитие особей, одаренных хищническими наклонностями. «Наиболее хитрые и наиболее бесцеремонные», о которых говорил Гексли, уничтожаются, чтобы дать место особям, понимающим методы общительной жизни и взаимной поддержки.[69]
Конечно, ни муравьи, ни пчелы, ни даже термиты не поднялись до понимания высшей солидарности, которая охватывала бы весь их вид. В этом отношении они, очевидно, не достигли той ступени развития, которой мы не находим даже среди политических, научных и религиозных руководителей человечества. Их общественные инстинкты почти не переходят за пределы муравейника или улья.; а Бэте описал огромные пространства в Бразильских «кампосах» (степях), покрытые холмиками термитов, причем некоторые муравейники служили убежищем для двух или трех различных видов, и большинство этих построек было соединено между собою сводчаты Тем не менее Форель описал колонии муравьев на Мон-Тандре и на горе Салеве, заключавшие в себе не менее двух сот муравейников, причем обитатели таких колоний принадлежали к двум различным видам… (Formica exsecta и F. pressilabris). Форель утверждает при этом, что каждый член этих колоний узнает всех остальных членов и что все они принимают участие в общей защите. Мак-Кук наблюдал в Пенсильвании целую нацию муравьев, состоявшую из 1600-1700 муравейников, живших в полном согласиими галереями и крытыми аркадами. Таким образом, попытки объединения довольно обширных подотделов вида, для целей взаимной защиты и общественной жизни, встречаются даже среди беспозвоночных животных.
Переходя теперь к высшим животным, мы находим еще больше случаев, несомненно, сознательной взаимной помощи, практикуемой для всевозможных целей, - хотя, впрочем, мы должны заметить, что наши познания о жизни даже высших животных все еще отличаются большой недостаточностью. Множество фактов этого рода было собрано самыми первоклассными зоологами, но тем не менее имеются целые отделы животного царства, о которых нам почти ничего не известно.[70]
|
|
| |
|