Ошибочные современные подходы
1. Некоторые психологи сводят творчество к механическому отбору и
перебору вариантов на основе памяти. В процессе отбора происходит
переход от одного поискового "поля" к другому. Сюда можно отнести
склонность другой части психологов трактовать творчество, как
комбинацию уже существующих элементов памяти и способности воображения.
Очевидно, такие подходы основаны на ассоциациях прошлого опыта, и их
правильно назвать созданием новых мотиваций или целей
разумом, но ни в коем случае не актом выхода за пределы опыта и рождением нового.
2. Марксистское понимание Творчества, исходит из того, что Т. — это деятельность
человека,
преобразующая природный и социальный мир в соответствие с целями и
потребностями человека и человечества на основе объективных законов
действительности. Т. о., Творчество определено как деятельность и
закон… Феномен самой деятельности и закономерности - каковы
психологические критерии, какие методы развития творческой
деятельности, каковы этапы творческого процесса?.. – не раскрыты.
Вместо этого имеем слова – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ЗАКОН, и далее следует
перечень результатов творческой деятельности. Ясно, что в этом
определении есть элементы софизма (от греч. sóphisma —мнимая
обоснованность).
3. Многие психологи придерживаются формализованного определения
Творчества на основе элементов логики. Убедительность на первый взгляд
определения Творчества, их логичность связана с хорошо замаскированной
ошибкой – за счет формальных аксиоматичных построений, нарушающих
однозначность явления и допускающего многозначительного понимания,
приводящих к смешению значения Творчества.
Вот один из примеров формализма
психологии:
«Самый главный "враг" творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу».
Здесь маскируется под творческий процесс известный психологический
концепт - Страх! Изначально, в творчество входит элемент вдохновения, и
ни о каком страхе не может быть речи. Данная формальность далее
переписывается от одного источника к другому. Задача такого подхода —
представить широко распространенное отрицательное
психическое явление как аргумент путем формальных рассуждений, заботясь не о знании явления, а об успехе или о практической выгоде.
4. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать
процессы Творчества на ЭВМ. Вместе с тем передача техническим
устройствам логических операций согласно формализму
психологии не решает задачи появления нового или акта творчества, так как отсутствует процесс выхода ЭВМ из базы знаний.
5. Творчество в
христианском
понимании – это труд очеловечивания вверенного ему земного мира,
просветления и одухотворения мира, победа тяжести жизни, так как
человек создан по образу и подобию своего Творца. При этом
Бог
хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему
способность творить "Свой Образ". Такое определение отличается от
раннехристианского и имеет коренное заблуждение. Дело в том, что еще в
325 году н. э. понятие слово «Яхвэ», входящее в первую заповедь, на
Вселенском христианском соборе было заменено на «Бог». Таким образом,
закон «Я - есмь твое Я, да не будет у тебя другого
Я – есмь»,
к которому относились как к главному таинству, был изменен на заповедь
«Я твой Бог, да не будет у тебя других Богов». На современных языках
слово «Бог» имеет национальное значение: от Лучезарный до Того, перед
кем падают ниц. Т. о., естественный долг изучение и раскрытие
индивидуальности
был подменен на поклонение. Очевидно, что христианское творчество
поляризовано ритуальным почитанием и культом Бога с национальными
особенностями.
Преемственность
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из
самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась
"озарению", вдохновению,
созерцанию,
инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу
мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов
творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным,
специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное
схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования
показали, что новое решение возникает в предметной деятельности,
доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику
психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул
представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных
сил личности при порождении нового.
Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название –
чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Творчество – это последовательность следующих психических
состояний личности 1) подготовка мотивов для открытия или изобретения;
2) инкубационный период или выражение мотива
безмолвным внутренним состоянием;
3) активность трех составляющих открытой системы Человек: организм,
индивидуальность и взаимосвязь Личность-Природа; 4) «инсайт» или
психологический резонанс, который характеризуется «озарением»,
созерцанием и подобными состояниями, 5)
осознание
продукта. Дополнительным этапом, который можно включить в
последовательность психических состояний, является экспериментальная
проверка продукта. Результатом творчества является создание новых
материальных и духовных ценностей в любой сфере деятельности: научной,
производственно-технической, художественной, политической и т. д.
Различают три вида творчества.
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому
человеку.
При определенных объективных и субъективных условиях, таких как
образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство,
работоспособность, смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из
ошибок и др.) приводят к пику творческого акта — «инсайту», когда в
разуме порождается (генерируется) новая идея — научная, философская,
техническая или художественная. Обычно к этому ведет нередко долгий
путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для
рождения нового.
2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная
способность – это оторваться от последовательного логического и
образного рассмотрения фактов и выйти за пределы ассоциаций
приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно привычном.
Для этого существует возможность выражения мотива
безмолвным внутренним состоянием.
В таком случае творчество осуществляется в результате работы обоих
полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связь нервных
токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная и
височная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной
системы и знание их влияния на психику добавляет в творческий процесс
богатый спектр качеств: от красоты до ценности.
3. Неограниченное осознанное творчество. Пафосом безграничных
творческих способностей человека выступают а) неограниченное расширение
спектра «инсайта», критерием которого выступает взаимодействие поля
нервной системы с внешней средой; б) осознание взаимосвязи Личность-Природа и в) развитие
индивидуальности
(«Я есмь»). В первом случае развивается биополе нервных центров и
способность управления ими. Во втором случае происходит расширение
связи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики
физического организма,
душа. В третьем случае, монада «
Я есмь»
накапливает энергию, порождает новый мир или выражается как внутренний
двигатель целесообразности для конкретной части Природы. Данные
способности открывают для человека новые и новые горизонты для
творчества, как вширь, так и в глубь материи, когда нет разрыва системы
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Подробнее
Космос, модель